ПВБ юридический бутик

Технико-юридический анализ понятия сайт сети Интернет

С.123

Широкое распространение в повседневной жизни информационных технологий вообще, и Интернета, в частности, приводит к формированию новых или изменению уже существующих общественных отношений. Темпы развития сети Интернет обостряют отставание правового регулирования от развития общественных отношений. По информации с netsizer.com от Telcordia к сентябрю 2002 года число пользователей сети Интернет превысило 840 миллионов. К 2010 году прогнозируется, что 80% всей планеты будет охвачено Интернетом. В условиях прогнозируемого роста числа пользователей и дальнейшего распространения Интернет технологий особую актуальность приобретает вопрос правового определения базовых понятий сети Интернет.

Одним из основных и широко применяемых понятий является сайт сети Интернет. Проанализируем данное понятие с учетом теории и практики его применения.

В теории под сайтом (от англ. site - место, местонахождение, местоположение) сети Интернет можно понимать любое место в сети Интернет. Место в Интернет подобно месту в материальном мире должно обладать определенным числом признаков для его отличия от иных мест. Своего рода географическими координатами для сайта сети Интернет является универсальный определитель ресурса, сокращенно URI (Uniform Resource Identifier), который может быть преобразован в URL (Uniform Resource Locator) или URN (Uniform Resource Name). Примечательно, что в RFC3305 затрагивается проблема, когда URI в действительности может не указывать на сетевой ресурс, а являться указанием, например, на абстрактный объект или физический объект, такой как книга или даже человек. Описание URI применительно к World Wide Web, созданной в 1989 году в качестве развития технологий Интернет, содержится в RFC1630. Однако широкое распространение World Wide Web преимущественно за счет его коммерческого внедрения в середине 90-х годов 20 века привело к тому, что многие стали ошибочно полагать, что Интернет и World Wide Web понятия равнозначные и взаимозаменяемые. Сайты World Wide Web принято назы-

С.124 называть web-сайты Интернет.

На практике под сайтом сети Интернет в зависимости от контекста может пониматься как сам информационный ресурс (в терминологии Закона Российской Федерации от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", далее - Закон "Об информации"), так и его идентификатор. Поэтому круг правовых вопросов можно условно разделить на две большие группы: 1. регулирование и закрепление правового положения сайта как информационного ресурса; 2. определение правовой природы идентификатора.

К первой группе можно отнести дискуссию о том, является ли сайт сети Интернет средством массовой информации. Базовым законом для данной сферы общественных отношений является Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 "О средствах массовой информации". По мнению В.Б. Наумова понятие средства массовой информации в общем случае принципиально неприменимо к сайту сети Интернет. С другой стороны названный закон предусматривает понятие специализированное СМИ, к которому, по мнению А. Серго, относится сайт сети Интернет. Однако для применимости положений названного закона необходимо в большинстве случаев отождествлять понятия сайт сети Интернет и печатное издание.

Вопрос о применимости законодательства о рекламе также относится к первой группе. Понятие рекламы содержится в статье 2 Закона Российской Федерации от 18 июля 1995 года №108-ФЗ "О рекламе". Формально понятие рекламы охватывает случаи размещения рекламной информации на сайтах сети Интернет, но не учитывает ее специфики. В то время как, например, статьи с 11 по 13 названного закона устанавливают особенности рекламы в радио- и телепрограммах, в периодических печатных изданиях, в кино- и видеообслуживании, справочном обслуживании.

Особый блок правовых вопросов в области интеллектуальной собственности затрагивает как первую, так и вторую группы. В первом случае необходимо определить относится ли сайт как информационный ресурс к объектам интеллектуальной собственности. На данный вопрос существуют различные точки зрения. При рассмотрении такой разновидности сайтов сети Интернет как web-сайт, И. Близнец выделяет три основные точки зрения: 1. web-сайт является программой для ЭВМ, 2. web-сайт - база данных (Закон Российской Федерации от 23.09.1992 №3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных"), 3. web-сайт - особый, ни на что не похожий вид информации или комплексный объект, состоящий из информации различных видов.

На наш взгляд последний подход представляется наиболее перспектив-

С.125 перспективным, так как позволяет определить не только web-сайт, но и любой сайт сети Интернет до тех пор, пока его содержимым будет являться информационный ресурс, а не вещь материального мира. Рассмотрение сайта сети Интернет, как комплексного объекта, позволяет в целях определения правового регулирования выделить в нем отдельные элементы, которые, в свою очередь, могут представлять собой отдельные объекты гражданских прав, перечень которых дается в статье 128 Гражданского Кодекса. Так, например, сайт сети Интернет может содержать следующие объекты гражданских прав: информация, результаты интеллектуальной деятельности. В случае размещения на сайтах сети Интернет, обеспеченных в силу Закона Российской Федерации от 09.07.1993 №5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" охраной авторских произведений, возникает целый ряд вопросов, касающихся возможности свободного использования произведения, срока действия авторско-правовой охраны, перехода произведения в общественное достояние и другие вопросы.

Рассматривая вопросы второй группы, касающиеся идентификатора, необходимо пояснить, что система доменных имен (DNS) позволяет использовать любые наименования в качестве идентификатора, в том числе и зарегистрированные товарные знаки. Согласно пункту 2 статьи 4 Закона Российской Федерации от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" подобное использование признается нарушением исключительного права на товарный знак. В Российской судебной практике известны дела по доменам mosfilm.ru, kodak.ru, quelle.ru, kamaz.ru, nivea.ru, coca-cola.ru, ntv.ru, comforel.ru, gillete.ru, google.ru и другие.

В заключение необходимо отметить, что сайт сети Интернет и сайт World Wide Web не являются тождественными понятиями. Развитие Интернет технологий далеко от завершения. Остается лишь предполагать какие загадки юридической теории, законодательной деятельности и правоприменительной практике готовят новые информационные технологии.

 

Литература:

1. А. Андронов "Доменное имя как часть информационного ресурса" // адрес в сети Интернет http://www.intellect-law.ru/forums/index.php?showtopic=110

2. И. Близнец, А. Робинов "Правовой статус гипертекстовых документов и целесобразность их регистрации в РОСПАТЕНТе" // Интеллектуальная собственность, №7, 2002. С.2-6

3. Наумов В.Б. Право и Интернет: Очерки теории и практики. - М.: Книжный дом "Университет", 2002.

4. Правовые аспекты использования Интернет-технологий / под ред. А.С.

С.126 Кемрадж, Д.В. Головерова. - М.: Книжный мир, 2002.

4. Серго А.Г. Интернет и право. - М.: Бестселлер, 2003.

5. Report from the Joint W3C/IETF URI Planning Interest Group: Uniform Resource Identifiers (URIs), URLs, and Uniform Resource Names (URNs): Clarifications and Recommendations. M. Mealling, Ed., R. Denenberg, Ed.. August 2002. // адрес в сети Интернет http://rfc.net/rfc3305.html

6. Universal Resource Identifiers in WWW: A Unifying Syntax for the Expression of Names and Addresses of Objects on the Network as used in the World-Wide Web. T. Berners-Lee. June 1994. // адрес в сети Интернет http://rfc.net/rfc1630.html

Библиографическое описание: Бабарыкин П.В. Технико-юридический анализ понятия сайт сети Интернет. // Новации в законодательстве РФ по интеллектуальной собственности - теория и практика. Сборник докладов научно-практической конференции «Коллегиальные чтения - 2004». — Санкт-Петербург, 9-10 июня 2004 г. — С. 123-126.

к публикациям

на главную