ПВБ юридический бутик

Использование современных информационных технологий в области автоматизированной оценки знаний

С.99

Одним из важных этапов любого процесса обучения является этап проверки и оценки знаний. Полученные в ходе проверки и оценки знаний результаты могут свидетельствовать о готовности или неготовности обучаемого к дальнейшему изучению того или иного предмета. Этап оценки знаний является ключевым при выборе дальнейшего направления обучения. Современные информационные технологии в области автоматизированной оценки знаний предоставляют преподавателю удобный инструмент для сбора, накопления, обработки и анализа оценки подготовленности обучаемых.

Одной из простейших форм автоматизированной оценки знаний является форма тестов, где применение современных информационных технологий представляется целесообразным в виду того, что творческое участие преподавателя фокусируется на подготовке и разработке тестовых заданий, а рутинная работа по опросу учащихся, сбору ответов и их количественному подсчету осуществляется компьютерной программой. Кроме этого, в зависимости от качества проработки тестовых вопросов, тестовые задания отвечают таким принципам оценки знаний как принципы полноты, всесторонности и объективности.

На сегодняшний день существует целый ряд компьютерных программ, реализующих функции автоматизированных систем оценки знаний в форме тестов. Одной из таких программ является "Компьютерная система тестирования", разработанная на кафедре информа-

С.100 ционных систем Санкт-Петербургского университета МВД России. Изначально в программу закладывался ряд особенностей, которые отличают ее из ряда подобных программ. Программа разработана на основе оригинальной идеи, учитывающей психологию принятия решений: каждый выбор сопровождается указанием самооценки степени уверенности отвечающего. Оценка результатов тестирования зависит от соотношения правильности ответов и степени уверенности в них. Эта идея позволила:

- увеличить шкалу оценок результата и получить существенную дифференциацию обучающихся, это дало возможность использовать не абсолютные, а относительные и порядковые оценки (рейтинговая оценка в анализируемой группе), ввести элемент соревнования и исключить подсказку одних учащихся другим;

- сократить возможности простого "угадывания" ответа и случайных ошибок (отвечающий имеет право на ошибку и может с некоторыми долями уверенности выбрать и все предложенные альтернативы);

- отказаться от метода простой альтернативы (среди вариантов ответов ровно один - правильный) и разрабатывать вопросы, среди вариантов ответов на которые могут быть и все правильные, и все неправильные.

Другим средством, позволяющим управлять процедурой оценивания в программе, является возможность определения весовых коэффициентов для вопросов, например, связанных с экспертной оценкой их сложности или приоритетности.

Важной составляющей при подготовке тестовых заданий является возможность использования в программе мультимедиа возможностей, то есть задавать представление вариантов ответов в виде картинки, аудио или видео фрагмента, что выгодно отличает проведение тестирования на компьютере от тестирования на бумаге.

Дальнейшее совершенствование программы "Компьютерная система тестирования" связано с улучшением пользовательского интерфейса, расширением возможностей использования современных мультимедиа технологий, а также добавлением опционального элемента обучения при тестировании. Элемент обучения в ходе тестирования заключается в том, что после выполнения тестовых заданий, тестируемый сможет увидеть не только количественный результат правильных и неправильных ответов, но также и сами варианты ответов, что позволит ему определить, когда и почему была допущена ошибка.

С.101

Таким образом, применение современных информационных технологий в области автоматизированной оценки знаний позволяет существенным образом облегчить труд преподавателей, сфокусировать их внимание на разработке и подготовке тестовых заданий, а учащиеся получают возможность быстро проверить свои знания с целью самоконтроля или в ходе процессе самообучения.

Библиографическое описание: Бабарыкин П.В., Никулин А.В. Использование современных информационных технологий в области автоматизированной оценки знаний. // Правовая информатика: Материалы выступлений на заседании 17 секции 21 международной конференции «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития» в Санкт-Петербургском университете МВД России. Санкт-Петербург, 27 апреля 2002. — С.99-101.

к публикациям

на главную